А вы знаете историю учительства в России? — МАУ "Центр развития образования"

Сегодня

00:00:00

А вы знаете историю учительства в России?

У всех народов мира педагогом, учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Педагоги, как и родители, связывают поколения людей.

На Руси активное развитие образования связывают с Крещением, произошедшем в 988 году. Грамоте обучали на дому у священников, позже – в школах Новгорода, Суздаля, Смоленска и других крупных городах. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.

Существовали и частные преподаватели – так называемые «мастера грамоты». Плату с родителей учеников они брали не только деньгами, но и продуктами, одеждой, другими необходимыми вещами.

Развитие образования было заторможено монголо-татарским нашествием.

Интересный факт. В «Стоглаве» – собрании решений постановлений Стоглавого Собора 1551 года – говорилось, что лишь духовное лицо с определенным образованием может стать учителем. Тогда учителю приходилось вести все предметы. Его помощником выступал староста.

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия –первое высшее учреждение в стране. Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил – «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, землемерие, географию, звёздознание.

Далее расскажем об изменениях в образовании, которые внесли Петр I, Екатерина II и Александр I.